среда, 12 октября 2011 г.

Филипп Федорович

    Так звали продавца в маленьком сельском магазине. Прошло почти пятьдесят лет с того момента, когда я последний раз была в этом магазине, да и не часто я там бывала. Во времена моего детства деньги были дороги и поход в магазин был событием. Детей в магазин посылали в редких случаях.

Почему, именно, сельского продавца я помню по имени отчеству, ведь я давно забыла даже имена учителей. А здесь, именно Филипп Федорович, при этом всегда в душе возникает теплое чувство. Мои родители всегда называли его по имени отчеству и, всегда с большим уважением.
Только сейчас, на склоне лет, я задумалась, почему в памяти на всю жизнь остался человек, который, всего лишь, продал тебе сто грамм карамелек.

Пытаюсь вспомнить. Подходит очередь в магазине. На тебя смотрят внимательные, спокойные глаза продавца. Он просто слушает, но слушает только тебя. Никаких посторонних эмоций. Он не проявляет интереса ни к тебе, ни к твоей жизни, не говорит комплиментов, не дает оценок, он не пытается понравиться, он всего лишь старается понять, что тебе нужно, потом спокойно выполняет необходимое, отдает покупку, сдачу и опять внимательно смотрит, не нужно ли чего нибудь еще.
Ты прекрасно понимаешь, что стоит тебе отвернуться и отойти от прилавка, как он забудет о твоем существовании. Теперь также внимательно он будет слушать следующего.
Кто бы ни стоял перед ним: сопливый мальчишка с мелочью в грязной рученке, или «сильные мира сего», он встретит одинаково внимательный взгляд, спокойное выполнение простых действий.
Я стала спрашивать всех, кто мог знать Филиппа Федоровича. Что они помнят о нем. И слышала всегда одно: все называли его по имени отчеству, у всех сохранились теплые чувства, но никто не мог толком объяснить, а почему в памяти сохранился именно этот человек. Моя мама, пытаясь объяснить свое уважение к Филиппу Федоровичу, вспомнила, что он никогда никого не обсчитал даже на копейку. Думаю, что это ни от какой то сверх честности, просто он весь был сосредоточен на точном выполнение просьбы покупателя.
Анализируя все что удалось вспомнить, я поняла алгоритм идеальной продажи:
1. Полностью сосредоточить внимание на том, чтобы как можно лучше понять, что человеку нужно. При этом надо исключить собственное додумывание, полностью исключить свои эмоции, чем бы они ни были вызваны.
2. Только поняв суть потребности, можно оценить возможность ее удовлетворения.
3. Точность удовлетворения потребности, полностью определяется пониманием сути потребности.
Все забыли вкус купленных карамелек, но на всю жизнь осталось ощущение внимания к тебе. Именно эти несколько минут абсолютно полного внимания оставили в сердце теплоту и уважение к Филиппу Федоровичу, светлая ему память и благодарность!

«Счастье – это когда тебя понимают!» – говорил один из героев старого фильма.
Вот так, незаметный сельский продавец, каждый день дарил минуты счастья. Навсегда в сердцах осталась теплота от нескольких минут внимания, внимания только к тебе, пусть даже по ничтожному поводу.

2 комментария:

  1. О какая статья!Как раз такие я ищу!))Спасибо!)

    ОтветитьУдалить
  2. Очень актуальная статья! Осебенно порает её простота и искперенность.Спасибо Вам...Заходите в гости:http:/7sokolovaolga.blogspot.com. Успехов!

    ОтветитьУдалить